Турция кусает руку, которая кормит её хрупкую экономику, и беспокойство по поводу дефицита текущего счёта в стране усиливается.
Об этом для Ahval пишет Марк Бентли, отмечая, что правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана говорит, что Европа не может обойтись без Турции, но на самом деле Турция нуждается в ней гораздо больше: Европа является крупнейшим инвестором в экономике республики.
«Ужасающая статистика товарооборота, опубликованная в понедельник, показала, каков дефицит Турции в сравнении с остальным миром – разница между импортом и экспортом – более чем удвоилась с января прошлого года до 9 млрд долларов. Эта цифра побудила Asia Unhedged, в которой анализируются рыночные и экономические тенденции, предупредить, что ситуация стала неуправляемой, и поставить вопрос о том, почему лира ещё не “утонула”», – приводит данные Бентли. По его словам, увеличивающийся торговый дисбаланс в республике, усугублённый стимулированием Эрдогана экономики посредством дешёвых займов и снижения налогов, является основной причиной увеличения дефицита текущего счёта Турции.
Его недостаток должен финансироваться за счёт притока иностранного капитала, напоминает аналитик, чтобы избежать внезапной коррекции курса лиры и последующего экономического спада. При чём всё это происходит на фоне того, что Эрдоган постепенно приближается к проблеме переизбрания в будущем году. Экономика Турции работает на «испарениях» прошлого перегрева, считает автор: прямые иностранные инвестиции находятся в упадке, и, следовательно, в настоящее время Турция в значительной степени зависит от краткосрочных и непостоянных притоков в виде иностранных закупок акций и облигаций – для сохранения роста и предотвращения падения лиры.
По мнению Бентли, политический кризис с США способствовал спаду инвестиций в Турцию, что оставило Европу основным источником столь необходимых средств для несбалансированной экономики Турции. Отсюда и попытка Эрдогана сближения с Европейским союзом с начала 2017 года. Он напоминает, что в ответ на это в январе, во время визита Эрдогана в Париж, президент Франции Эмманюэль Макрон прямо заявил, что пришло время положить конец лицемерию, притворяясь, что переговоры о членстве Турции с ЕС могут продвинуться, в то время как в стране ухудшилась ситуация с правами человека после неудавшегося государственного переворота в июле 2016 года.
В свою очередь Эрдоган, вместо того, чтобы использовать другие средства для укрепления связей между Анкарой и Брюсселем, такие как усиление Таможенного союза, отмечает автор, настаивает на том, что республика примет только полное членство. Между тем, утверждает аналитик, отношения с ближайшими союзниками Турции в последнее время – Россия и Катар – мало чем помогли правительству решить основные проблемы в экономике. При этом, как замечает Бентли, очевидная «любовная интрига» Эрдогана с Африкой также не приносит большой прибыли с точки зрения торговли. К тому же, развивающаяся напряжённость в отношениях с Грецией усугубляет положение Анкары.
«Торговый дефицит Турции в настоящее время составляет 12,5% ВВП в годовом исчислении. В отсутствие политической воли предпринять шаги для замедления экономики – она выросла более чем на 11% по ежегодному показателю в третьем квартале благодаря мерам стимулирования Эрдогана, таким как повышение процентных ставок, – ситуация становится всё более неустойчивой», – обращает он внимание.
Эрдогану необходимо предпринять серьёзные шаги, чтобы вновь охватить Европу и восстановить прошлые отношения, считает автор, без этого значительный всплеск инвестиций крайне маловероятен. По словам аналитика, это потребует от Эрдогана прекратить падение Турции в авторитаризм и отмены чрезвычайное положение.
МК-Турция